образование в Бразилии


главная - контакты /contatos



бразилия brazil бразилиа - информационный сайт RussoBras

БРАЗИЛИЯ
BRASIL
BRAZIL



Уважаемые посетители!

Если у вас возникнут предложения по сайту, пожалуйста, свяжитесь с нами
по координатам, указанным в разделе 'контакты'





московский экономико-правовой институт - мэпи

Бразилия. Образование в Бразилии - часть 2


Автор: Волков И.В.

Высшее образование в Бразилии. Рейтинг бразильских вузов

Экономическое развитие Бразилии, как и любой другой страны, напрямую зависит от качественного развития населения и, прежде всего, от образования. Хотя в Бразилии и существует определенная часть малограмотного и полностью неграмотного населения, но в сравнении с той ситуацией, которая была 30 лет назад, страна добилась значительных успехов. И сейчас речь идет не только о ликвидации неграмотности в Бразилии, но и о подготовкие высококвалифицированных специалистов, и об увеличении числа граждан с высшим образованием.

В Бразилии подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют более 2000 высших учебных заведений различных размеров и форм собственности. Система высшего образования в Бразилии такая же, как в США и во многих странах Западной Европы, и включает в себя две ступени - бакалавр и магистр. Обязательных стандартов образовательного процесса в Бразилии нет. Все учебные программы носят рекомендательный характер. Также не существует какого-либо обязательного стандарта диплома государственного образца о высшем образовании.

Хотя государство оказывает очень большую материальную помощь в развитии образования, начиная от прямого финансирования государственных учебных заведений и создания бюджетных мест, до выделения образовательных грантов и госзаказов на обучение за счет государственного бюджета или бюджета штата частным учебным заведениям, в саму деятельность университетов бразильские чиновники не вмешиваются.

На уровне правительства в Бразилии никто не решает, сколько сегодня закрыть учебных заведений, и какие новые проблемы придумать для их существования. В полиции также не выдумывают, как и кого привлечь к ответственности за преподавательскую деятельность – в Бразилии это будет выглядеть очень абсурдно. Потому что на любые государственные должности в Бразилии существует конкурс, который напрямую зависит от степени у уровня действительного образования. Наоборот, многие высокопоставленные чиновники, которые рассчитывают на карьерный рост, и сами учатся в докторантуре, и в то же время преподают студентам в вузах.

Бразильские университеты очень независимы от политиков и чиновников. На территорию студенческого кампуса без согласия ректората полиция может войти только при очень-очень веских обстоятельствах. Все-таки в Бразилии, несмотря на хаотичную, а иногда и просто не совсем разумно объяснимую толерантность к поведению различных социумов, групп и просто людей, существует определенное уважение к учебным заведениям. И это не потому, что они готовят для нужд производства абстрактных физиков, изобретателей, инженеров и прочих необходимых для промышленности специалистов, а потому, что, в первую очередь, университеты готовят образованных людей. Которые, может быть, даже не станут работать по специальности, а просто будут жить, как хотят. Но все понимают, что жить в обществе образованных людей значительно лучше, чем среди дикарей.


высшее образование в Бразилии

Так что основная задача высших учебных заведений в Бразилии на данный момент - это формирование образованного, способного к интеллектуальной деятельности общества. И не государство в лице чиновников решает, что нужно изучать, а что не особенно пригодно для добычи нефти или закручивания гаек на каком-нибудь механизме, а человек сам определяет, что ему выгодно делать, а что невыгодно.

Конечно, не все бывает так, как хочется. И в Бразилии есть свои специалисты по «распилу» бюджетных средств. Технологии «распила» примерно такие же, как и в России, но результаты скромнее. Да и сами «распильщики» ведут себя иначе. Чем больше «заработают», тем они скромнее выглядят и скромнее живут. Это уже национальные особенности.

Но перейдем к образовательному процессу. При всей масштабности бразильской образовательной программы, результат от нее не очень впечатляющий. И это вопрос не столько качества высшего образования в Бразилии, сколько физической способности к обучению тех или иных групп студентов. Узнать коэффициент обучаемости не получилось. Да, может быть, такие исследования в масштабе страны в Бразилии и не проводятся. Сама система образования в Бразилии такая же, как и в Европе. Но только в Европе она рассчитана на европейского студента, а в Бразилии далеко не все население состоит из выходцев из Европы. Может быть, со временем произойдут изменения, но сколько времени еще потребуется? А может быть и худший сценарий, который происходит сейчас во всем мире. Из-за большей доступности высшего образования качество самого образования снижается. С другой стороны, доступ ко всем уровням образования – это неотемлемое право каждого человека.

Для более системного отбора специалистов по профессиональным качествам в Бразилии существуют различные ассоциации и объединения по видам деятельности. То есть после окончания высшего учебного заведения со степенью бакалавра, надо еще сдать специальный экзамен в соответствующей профессиональной ассоциации, после которого специалист получает свой кадастровый номер в этой ассоциации, который и является документом о его профессиональной пригодности в определенном виде деятельности. Хорошо это или плохо? Наверное, для менее способных – хорошо, для более развитых - плохо. Всегда плохо зависеть от кого-то, если ваши возможности позволяют делать и иметь больше. Поэтому в последнее время участились споры о необходимости таких ассоциаций, которые на деле являются монополистами на осуществление различных видов деятельности, что сдерживает здоровую конкуренцию среди специалистов и увеличивает и без того огромный, ничего не производящий контингент посредников (despachantes).

Посредники, в свою очередь, просто замонополизировали многие элементарные административные действия, необходимые при любой хозяйственной деятельности на бытовом и предпринимательском уровне. Кстати, многие «despachantes» также имеют свои кадастровые номера и, по-существу, служат официальными передатчиками денег между человеком, фирмой и контролирующими или надзирающими органами, но все это в рамках закона. Хотя в Бразилии достигнуты очень большие успехи в интернет-администрировании, пока «посредники» являются очень серьезным элементом на рынке всевозможных и «ненужных» услуг. Новой стоимости эти посредники не приносят, но зато оказывают немалое влияние на развитие инфляционного процесса, особенно во время современного затяжного экономического кризиса. К стати, как и везде, в результате экономического кризиса и других сопутствующих причин, многие выпускники с высшем образованием в Бразилии остались невостребованными по специальности. Поэтому число желающих поступить на государственную службу в Бразилии за последние два года заметно увеличилось.

Но при этом в современной Бразилии до сих пор ощущается большая нехватка людей с высшим образованием. Так что любое высшее образование в Бразилии предоставляет определенную нишу для нормальной и благополучной жизни. Это очень важный фактор для мотивации населения к получению высшего образования.

Вместе с изменением материальной составляющей в сторону повышения уровня жизни, в Бразилии изменяется и сама структура образовательных учереждений, основанная на новых электронных системах коммуникации. Большое развитие получила система интернет – образования, а также сдача различных экзаменов онлайн. Можно найти много недостатков интернет-обучения по сравнению с классической системой, основанной на личном вестибулярном контакте студентов и преподавателя. Но, в то же время, интернет-обучение может дать то, что физически не может дать классический метод преподавания – облегчение доступа к образованию. Пусть качество восприятия лекций студентами снизится, но за счет доступности возрастет аудитория студентов. И за счет резкого увеличения количества студентов произойдет переход количества в качество. Кстати, хотя интернет–технологии стоят не дешево, но все же при данном виде обучения нет необходимости содержать дорогую по своим параметрам недвижимость, что очень сильно влияет на стоимость обучения.

Новые технологии в образовании повлияли и на рейтинг вузов Бразилии. Если раньше считалось, что начальная и средняя школа лучше с частной формой собственности, а высшее образование лучше в государственных вузах, то теперь позиции негосударственных вузов в Бразилии несколько улучшились, что видно из рейтинга 50 лучших вузов Бразилии по данным Министерства образования (см. ниже).

Бразилия, по тропически неторопливо, вползла в 21 век одной из крупнейших экономик мира. Проблем в стране очень много, и самая большая - это социальное качество населения. Но у Бразилии есть очень большие шансы решить многие проблемы, если, конечно, не возникнут какие–то глобальные обстоятельства непреодолимой силы. Скорее всего, через 10-15 лет бурный рост малообеспеченного населения Бразилии прекратится из-за повышения уровня жизни, и начнется качественное развитие и совершенствование бразильского социума. Одновременно с этим будут совершенствоваться и бразильские вузы, в направлении улучшения научной базы и уровня научных исследований. И кто знает, где будет находиться «новая Силиконовая долина», ведь чтобы сделать Бразилию очень привлекательной страной для способных к индивидуальному мышлению людей, бразильцам не надо менять ни природные условия, ни политическое устройство страны. Некоторые бюрократические недостатки в администрировании исчезнут сами, по мере роста образованности населения.

Поэтому, пусть пока далеко не самая лучшая система образования в Бразилии и функционирует не в полную силу, но прогресс по сравнению с недалеким, двадцатилетним прошлым очень велик. И сама система образования в Бразилии не стремится к упадку, как в некоторых странах, а является одной из основных постоянно самомодернизируемых основ бразильского общества и государства.

Рейтинг вузов Бразилии - ТОР-50

Для расчета IGC (Основной индекс курса), Министерство образования Бразилии использует результаты студентов по Национальному экзамену успеваемости (Enade), а также индикаторы качества профессорско-преподавательского состава, инфраструктуры и учебно-педагогического обеспечения вуза. Для расчета IGC использовались данные за три года - 2008-2009-2010. Вуз оценивается по пятибалльной шкале. Значение индекса от 1 до 2 является неудовлетворительным, и это означает, что в следующем году такие вузы (а их 683 - более 30%) будут проверяться комиссией Министерства образования, часть мест или некоторые специальности в них будут закрыты. Всего в рейтинге присутствуют 1826 вузов и филиалов (от огромных университетов с десятками тысяч мест до малых институтов, обучающих одной специальности - независимых факультетов), так как некоторые вузы не представили нужного количества студентов для участия в Enade или имеющиеся в распоряжении Министерства образования данные по вузу не были достаточными для расчета индекса. Рейтинг опубликован Минситерством образования 17 ноября 2011 года.


Место

НАЗВАНИЕ ВУЗА

Аббревиатура

Форма собственности

Индекс IGC

1

ESCOLA BRASILEIRA DE ECONOMIA E FINANСAS (Бразильская школа экономики и финансов)

EBEF

частная

4.89

2

FACULDADE DE ADMINISTRAСАO DE EMPRESAS (Бизнес-школа)

FACAMP

частная

4.74

3

ESCOLA DE ECONOMIA DE SАO PAULO (Школа экономики Сан-Пауло)

EESP

частная

4.73

4

UNIVERSIDADE ESTADUAL DE CAMPINAS (Университет Кампинаса)

UNICAMP

гос

4.69

5

INSTITUTO TECNOLOGICO DE AERONAUTICA (Авиационный технологический институт)

ITA

гос

4.68

6

FACULDADE DE ODONTOLOGIA SAO LEOPOLDO MANDIC (Стоматологический факультет Сан-Леопольдо)

SLMANDIC

частная

4.52

7

INSPER INSTITUTO DE ENSINO E PESQUISA (Институт образования и науки)

INSPER

частная

4.45

8

ESCOLA DE ADMINISTRACAO DE EMPRESAS DE SAO PAULO (Бизнес-школа Сан-Пауло)

FGV-EAESP

частная

4.41

9

ESCOLA DE GOVERNO PROFESSOR PAULO NEVES DE CARVALHO (Школа государственного управления)

EG

гос

4.40

10

ESCOLA BRASILEIRA DE ADMINISTRACAO PUBLICA E DE EMPRESAS (Бразильская школа бизнеса и государственного управления)

EBAPE

частная

4.35

11

FACULDADE FUCAPE (Факультет Fucape)

FUCAPE

частная

4.35

12

UNIVERSIDADE FEDERAL DE LAVRAS (Федеральный университет Лавраса)

UFLA

гос

4.31

13

UNIVERSIDADE EDERAL DO RIO GRANDE DO SUL (Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул)

UFRGS

гос

4.30

14

INSTITUTO MILITAR DE ENGENHARIA (Военно-инженерный институт)

IME

гос

4.30

15

FACULDADE JESUITA DE FILOSOFIA E TEOLOGIA (Иезуитская школа философии и теологии)

FAJE

частная

4.29

16

UNIVERSIDADE FEDERAL DE SAO PAULO (Федеральный университет Сан-Пауло)

UNIFESP

гос

4.29

17

FACULDADE DE ECONOMIA E FINANCAS IBMEC (Факультет экономики и финансов Ibmec)

FACULDADES IBMEC

частная

4.28

18

UNIVERSIDADE FEDERAL DE MINAS GERAIS (Федеральный университет Минас-Жерайс)

UFMG

гос

4.25

19

FACULDADE DE MEDICINA DE SAO JOSE DO RIO PRETO (Медицинский факультет Сан-Жозе-ду-Риу-Прету)

FAMERP

гос

4.18

20

UNIVERSIDADE FEDERAL DE SAO CARLOS (Федеральный университет Сан-Карлоса)

UFSCAR

гос

4.16

21

FUNDACAO UNIVERSIDADE FEDERAL DE VICOSA (Федеральный университетский центр Виcозы)

UFV

гос

4.14

22

FACULDADE DE TECNOLOGIA DE MOCOCA (Технологический факультет Мокока)

FATEC

гос

4.07

23

CENTRO UNIVERSITARIO MUNICIPAL DE SAO JOSE (Муниципальный университетский центр Сан-Жозе)

USJ

гос

4.06

24

ESCOLA DE DIREITO DE SAO PAULO (Школа права Сан-Пауло)

DIREITO GV

частная

4.02

25

UNIVERSIDADE FEDERAL DO RIO DE JANEIRO (Федеральный университет Рио-де-Жанейро)

UFRJ

гос

4.01

26

UNIVERSIDADE FEDERAL DO TRIANGULO MINEIRO (Федеральный университет Триангуло Минейро)

UFTM

гос

3.99

27

UNIVERSIDADE FEDERAL DE ITAJUBA - UNIFEI (Федеральный университет Итажубы)

UNIFEI

гос

3.98

28

UNIVERSIDADE FEDERAL DE SANTA CATARINA (Федеральный университет Санта-Катарины)

UFSC

гос

3.94

29

FUNDACAO UNIVERSIDADE FEDERAL DE CIENCIAS DA SAUDE DE PORTO ALEGRE (Университетский центр здравоохранения Порту-Алегри)

UFCSPA

гос

3.92

30

UNIVERSIDADE DE BRASILIA (Университет Бразилиа)

UNB

гос

3.91

31

UNIVERSIDADE ESTADUAL PAULISTA JULIO DE MESQUITA FILHO (Университет штата Сан-Пауло)

UNESP

гос

3.90

32

UNIVERSIDADE ESTADUAL DO NORTE FLUMINENSE DARCY RIBEIRO (Университет Дарси Рибейро - штат Рио-де-Жанейро)

UENF

гос

3.88

33

ESCOLA SUPERIOR DE ADMINISTRACAO, MARKETING E COMUNICACAO DE UBERLANDIA (Высшая школа бизнеса, маркетинга и коммуникаций Уберландии)

ESAMC DE UBERLANDIA

частная

3.85

34

PONTIFICIA UNIVERSIDADE CATOLICA DO RIO DE JANEIRO (Католический университет Рио-де-Жанейро)

PUC-RIO

частная

3.85

35

UNIVERSIDADE FEDERAL DE ALFENAS (Федеральный университет Алфенаса)

UNIFAL-MG

гос

3.81

36

CENTRO UNIVERSITARIO FECAP (Университетский центр Fecap)

FECAP

частная

3.79

37

PONTIFICIA UNIVERSIDADE CATOLICA DE SAO PAULO (Католический университет Сан-Пауло)

PUCSP

частная

3.78

38

UNIVERSIDADE FEDERAL DE UBERLANDIA (Федеральный университет Уберландии)

UFU

гос

3.75

39

FACULDADE DE CIENCIAS MEDICAS DA SANTA CASA SAO PAULO (Факультет медицинских наук - Сан-Пауло)

FCMSCSP

частная

3.74

40

FACULDADE IBMEC (Факультет Ibmec)

IBMEC

частная

3.73

41

UNIVERSIDADE FEDERAL DE SANTA MARIA (Федеральный университет Санта-Марии)

UFSM

гос

3.71

42

UNIVERSIDADE FEDERAL DO PARANA (Федеральный университет Параны)

UFPR

гос

3.71

43

UNIVERSIDADE FEDERAL DE PERNAMBUCO (Федеральный университет Пернамбуко)

UFPE

гос

3.69

44

FUNDACAO UNIVERSIDADE FEDERAL DO PAMPA - UNIPAMPA (Федеральный университетский центр Unipampa)

UNIPAMPA

гос

3.66

45

UNIVERSIDADE ESTADUAL DE MARINGA (Университет штата, г. Маринга)

UEM

гос

3.66

46

PONTIFICIA UNIVERSIDADE CATOLICA DO RIO GRANDE DO SUL (Католический университет Риу-Гранди-ду-Сул)

PUCRS

частная

3.65

47

INSTITUTO FEDERAL DE EDUCACAO, CIENCIA E TECNOLOGIA DE SANTA CATARINA (Федеральный институт образования, науки и технологий Санта-Катарины)

IF-SC

гос

3.62

48

UNIVERSIDADE FEDERAL DE JUIZ DE FORA (Федеральный университет Жуиз-де-Фора)

UFJF

гос

3.59

49

INSTITUTO SUPERIOR DE EDUCACAO VERA CRUZ (Высший институт образования Vera Cruz)

ISE VERA CRUZ

частная

3.56

50

FACULDADE ESTADUAL DE DIREITO DO NORTE PIONEIRO (Факультет права Норте-Пионейро)

FUNDINOPI

гос

3.5



Пользовательского поиска


Рейтинг@Mail.ru Rambler s Top100
Top100
российско-бразильский информационный проект осуществляемый МЭПИ
использование любой информации с сайта без письменного согласия правообладателя запрещено!!!
зеркало сайта - www.russobras.com Учредитель НЦ МЭПИ copyright © 2007 - 2016